Бурное развитие немецкой промышленности в девятнадцатом веке потребовало развитие транспортной инфраструктуры. Самым экономичным транспортом был морской, но огромные морские и океанские суда не могли заходить вглубь государства: многие реки были судоходны лишь несколько месяцев в году. В 1899 году возник проект соединения Рейн, Эльбы, Везера, Рура и Эмса каналами и строительства нескольких плотин для поддержания уровня воды и выработки электроэнергии.
Среди этих проектов была и плотина на Эдере – недалеко от замка Вальдек, где устье реки зажимается каменистыми горами.
Однако воплотить замысел в стране четырех королевств, семи княжеств, одиннадцати великих княжеств, вольных городов и имперских земель Эльзас и Лотарингии было не так просто. Потребовалось принятие новых законов и даже счастливое стечение обстоятельств (финансовые проблемы княжеств), чтобы спустя лишь несколько лет – в 1906 году – приступить к строительству плотины.
Для своего времени это было колоссальное сооружение, потребовавшее большое количество новых архитектурных и технологических решений. Отто Интце – профессор Аахенского университета так рассчитал кривизну плотины, что основное давление приходилось не на верхнюю часть, а на основание и дно водоёма. При, казалось бы, ажурной 400-метровой полоске гребня шириной в 6 метров плотина могла удерживать сотни тысяч кубических метров воды.
Основу плотины объемом в 300 тысяч кубических метров составили серые камни, скрепленные специальным раствором из известняка, двух частей трасса (горной породы вулканического происхождения, разновидностью вулканического туфа) и двух частей песка. Цемент применялся лишь на отдельных участках.
Благодаря плотине поднялся уровень рек в Эдере и Везере, что было важно для экономического развития Касселя. С помощью плотины было образовано Эдерское озеро – второе по размерам водной глади и третье по объему воды из рукотворных озер Германии.
В районе затопления были три большие деревни и многочисленные бауэрские хозяйства, и в засушливый год иногда еще можно увидеть остовы часовен и мостов.
Операция “Наказание”
В нескольких километрах от плотины, на оживленной трассе у деревни Аффольдерн, расположился туристический центр. Многочисленные гости охотно фотографируются на фоне и в комнатах “перевернутого” дома, где пол и потолок поменялись местами. Вдоволь нафотографировавшись, они едут дальше – к плотине и замку. И крайне редко кто из туристов свернёт к расположенному буквально в нескольких сотнях метров, во дворе общины Аффольдерн, полному драматизму памятнику работы швейцарского скульптора Арнольда де Альтри.
На небольшом постаменте – женщина, почти погребенная в иле, листьях и сучьях. Ее лицо искажено в предсмертной гримасе, но в эту минуту женщина думает не о себе, а о своем ребенке. На поднятых руках она словно выталкивает его из воды и руки и фигура ребенка – словно крест, обращенный за помощью к богу!
Этот скромный и забытый многими памятник напоминает о жертвах наводнения, вызванного разрушением плотины в результате бомбардировки английской авиацией.
Планы разрушения плотин Англия вынашивала с начала войны, но первые же попытки показали техническую сложность таких бомбардировок. Даже лучшие пилоты не могли обеспечить кучность попадания бомб с высоты 18 метров над уровнем воды при скорости 240 миль в час.
Возможность разрушить плотины появилась с изобретением так называемых “прыгающих бомб”, которые подобно умело запущенному камню отскакивали от поверхности воды и потом уходили вниз и взрывались на глубине до 30 метров. Для отработки нового метода в Шотландии был создан полигон, и члены специальной эскадрильи в течении нескольких недель отрабатывали заходы на бомбометание.
В конце августа испытания были завершены, и в ночь с 16 на 17 мая был предпринят авианалет на плотины на Мёне, Эдере и Зорпе – операция “Chastise”.
Из 19 бомбардировщиков на базу вернулись лишь 11, и большинство бомб не попало в цель. Но даже те несколько бомб, что попали в цель, вызвали большие последствия: в Рурском регионе водоснабжение металлургических комбинатов упало на 40 процентов.
На Эдере же главными пострадавшими оказались мирные жители и подневольные работники: из-за 22-метровой пробоины 9-метровая волна воды устремилась по руслу Эдера на Аффольдерн к Фрицлару и Ваберну, сметая на своем пути дома со спящими людьми, хозяйственные постройки, деревья….
Уровень воды в Эдере снизился, но не настолько, чтобы остановить судоходство в верховьях Эдера и на Везере. Сразу же после бомбардировки на ремонт плотины были переброшены тысячи военнопленных и работников из завоеванных земель. Уже осенью к началу массовых осадков плотина была отремонтирована.
Памятник-напоминание об ужасном наводнении был открыт в 1961 году. В современной Германии гораздо легче найти памятник зверушкам из зоопарка, погибшим от бомбардировки, чем мирным жителям – такого обостренного чувства вины за развязанную войну я не встречал ни в одной другой стране, воевавшей против Советского Союза на стороне Гитлера в 1941 году.
Любимое место отдыха
Рукотворное озеро Edersee привлекает в год миллионы туристов со всего мира. Водные аттракционы, хорошо оборудованные кемпинги и многочисленные отели, музеи и детские площадки – все продуманно для того, чтобы люди могли здесь хорошо отдохнуть. Но само озеро потеряло бы половину своей популярности, если бы ее не окружали красивейшие места – Национальный парк Келлервальд-Эдерзе, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, прекрасно сохранившийся замок Вальдек – крепостное сооружение 12 века.
Расположенный на вершине горы замок давал возможность его обитателям не только любоваться прекрасным видом, но и контролировать подступы к замку (следует еще учесть, что огромная долина не была затоплена водой), и толстые стены крепости надежно защищали графов Вальдек во время многочисленных войн и набегов.
Еще со средних веков в замке был свой водопровод и подъемник, по которому члены графской семьи могли подняться от озера к замку.
Фото автора.